За свою более чем десятилетнюю историю российский онлайн бизнес пережил периоды расцвета (как, например, в 2000-м, когда популярность онлайн шопинга достигла небывалых высот) и спада (в период глобального кризиса). До сих пор вложения в стартап-проекты считалось не самым перспективным решением. Однако, на сегодняшний день, с учётом принятия решений, призванных внести положительные изменения в реформирование данной сферы, можно говорить о далеко идущих перспективах инвестиций в онлайн магазины.

Рост региональных продаж и объёмов вложений – свидетельства положительной динамики

Лучшими иллюстрациями, помогающими составить объективное представление о ситуации в мире онлайн бизнеса, являются статистические данные. Приведём некоторые из них.

Так, в 2011 году покупки посредством глобальной сети совершал каждый третий из общего количества российских пользователей, и на конец 1-го квартала 2012 число онлайн шоперов составило около 58 миллионов человек. Несмотря на внушительные цифры, общая доля онлайн покупок составила всего полтора процента, что превышало аналогичный показатель в Италии, но было в разы меньше европейского и американского показателя.

Основными проблемами, представляющими на тот момент препятствия для развития сферы интернет продаж, являлись работа почты и скорость курьерской доставки, а также предубеждённое отношение пользователей к предварительной оплате при помощи банковской карты. Инвестиции, в том числе и иностранные, составили в 2012 более 340 миллионов долларов.

Итоги 2013 года показали, что за данный период объём онлайн торговли вырос на четверть и составил 350 миллиардов рублей. Что касается сферы инвестирования в торговые ресурсы и площадки, в ней стали появляться крупные игроки. Стала наблюдаться тенденция к слиянию онлайн компаний с целью образования более крупных ресурсов и уходу с рынка малых субъектов интернет ритейлинга.

В связи с этим начал вырисовываться более или менее стабильный рейтинг продающих ресурсов.Так, топ 30 онлайн магазинов, среди которых излюбленные потребителями «Озон», «Ламода», «Мвидео», «Вайлдберриз», «Эльдорадо» и другие, привлекли на себя большую половину количества сделок. Их выручка за предыдущий год составила около 180 миллиардов рублей. Также произошло значительное увеличение продаж в регионах. Инвестирование «интернет гигантов» стало хорошей альтернативой созданию собственных торговых порталов.

Отечественные сайты-рекордсмены по привлечению инвестиций

До недавнего времени заказы российских потребителей с зарубежных сайтов составляли достаточно сильную конкуренцию отечественным порталам. С целью преломления данной тенденции законодательством РФ были предприняты инициативы, способные поддержать российский онлайн бизнес. Так, госдумой был принят закон, обеспечивающий правительству полномочия менять границы пошлин на товар, ввозимый в Россию из-за рубежа и устанавливать дополнительные ограничения. Теперь стоимость товаров, приобретаемых с зарубежных ресурсов в течение месяца, не должна превышать 1 000 евро, а их общий вес должен составлять не более 31 кг. С товаров, превышающих данные пороговые значения, будет взиматься пошлина в размере 30% от таможенной стоимости. В будущем эти правила могут быть ужесточены до суммы 150 евро и веса 10 кг.

Кроме этого, эффект призваны усилить инвестиции в отечественный онлайн бизнес от наиболее крупных российских корпораций. Яркие примеры этому уже существуют.

В конце апреля после завершительного этапа финансирования крупная онлайн компания «Озон Групп» получила от ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и АФК «Система» инвестиции на сумму в 150 млн долларов. По результатам сделки вкладчики стали собственниками по 10, 8% акций каждый. Полученные средства администрация холдинга планирует потратить на расширение ассортимента «Озон.ру» и крупномасштабное развитие системы доставочной службы.

Уже второе инвестиционное вливание получил и стремительно развивающийся ресурс «Ecwid», который представляет собой конструктор по созданию интернет магазинов. С помощью этого портала каждый рядовой пользователь может без привлечения специалистов по АйТи технологиям создать свой собственный онлайн магазин, после чего ввести его в любую социальную сеть, веб-платформу или мобильное приложение. Новаторская идея обуславливает широкий интерес среди потребителей и стремительное развитие самого проекта. Новый инвестиционный вклад даст возможность компании продолжать развитие ниши малого бизнеса и сделать интернет торговлю бизнесом, доступным каждому.

В 2014 году крупные инвестиционные вклады были также получены онлайн магазином одежды «Ламода.ру», компанией-туроператором «Травелата.ру» и многими другими.

Проблемы и перспективы

Самыми главными проблемами, существующими на данный момент в сфере онлайн ритейлинга, являются несовершенство почтовых служб и трудности в работе схем монетизации стартапов. Что касается первой, крупные суммы вложений позволяют интернет-гигантам делать первые уверенные шаги, направлены на её решение. Достижение прозрачности в сфере онлайн торговли, а также отработанности алгоритмов монетизации проектов и их инвестирования призваны в ближайшее время обеспечить законодательная поддержка и контроль со стороны государства. Стабильная система, в которую превращается российский интернет-ритейлинг, делает его инвестирование выгодным и перспективным вложением.

http://rendit.ru/