Наверное, многие встречались в своей жизни с такой проблемой как откладывание дел на потом. Сейчас мы поговорим о прокрастинации.

Прокрастинация — это понятие, которому дают разные определения, но разные они в деталях, а суть в том, что это откладывание дел на потом. Это даже не лень. Это состояние, когда ты вроде хочешь что-то сделать, есть цель и план, но по пути, в итоге, занимаешься не тем, что запланировал, и, смотря на прошедший день, понимаешь, что день прошел, а толком ничего не сделано, хотя вроде все время что-то делалось.

Я ни раз с этим сталкивался и сталкиваюсь в своей жизни. На мой взгляд, избавиться от этого невозможно, но попытаться взять это под контроль возможно.

Я прочитал много литературы на эту тему, но сейчас напишу о том, что помогает мне.

Давайте определимся вообще откуда так все получается. Прокрастинация — это попытка временно (здесь и сейчас) избавиться от стресса, который может возникнуть при выполнении запланированных дел. Также психологи утверждают, что в основе лижет и избыточный перфекционизм (страсть и иделальному).

Логика поведения примерно такая

Требование от себя отличного результата — боязнь возможной неудачи — прокрастинация — самокритика за прокрастинацию – беспокойство (возможно депрессия) — потеря уверенности в себе — боязнь возможной неудачи — прокрастинация и т.д…

Способы побороть прокрастинацию и перестать откладывать дела на потом

1. Самое главное, на мой взгляд, и то, что мне сильно помогает — это привычка действовать незамедлительно. Нельзя давать себе возможности долго прокручивать в голове свои дела или последовательность выполнения дела. А то выходит это примерно так: «Все сажусь за основное дело… только вот попить себе налью… так и чуть не забыл надо позвонить тому-то… ага, вот еще на емейл отвечу 2 письма… так, а еще на завтра мне надо сделать этот и это, но это завтра…не забыть бы сделать то… ой надо зайти на один сайт кое-что глянуть…блин, уже обед, я пока не поем не смогу работать, а то голод будет отвлекать… после обеда пока 30 минут не отдохну не могу сконцентрироваться, пищеварение мешает…  ну и так на несколько часов :-)». Знакомо?

Собираетесь делать что-то? Сразу первый вопрос себе: «Как скорее уже сейчас я могу начать это делать?». Т.е. сразу думаете, что надо прямо сейчас сделать, чтобы скорее приступить к выполнению. Именно приступить. Главное начать. Вы сразу увидите, что по сути ничего не мешает и надо вот прямо сейчас и начинать, и любые сторонние мысли у вас сразу будут ассоциироваться с тем, что вы пытаетесь увильнуть от выполнения, и если это сразу пресекать, то первый шаг будет сделан.

2. Постановка реалистичных задач. Вечная проблема — запихнуть в один день/неделю все возможные задачи, которые существуют. С мыслью, что вот сейчас за один денек я управлюсь, а потом будет долгожданная свобода и отдых и не будет чувства вины перед самим собой. На самом же деле, смотря на нереальный объем задач в момент желаемого начала выполнения (именно в момент, когда надо приступать к выполнению, а не в момент, когда за день до этого вечером вы решили, что вы Геракл/Зена и за один день над всеми одержите победу), вы подсознательно понимаете, что сделать все невозможно, и при этом психологически оцениваете весь список задач как одну задачу, а при таком подходе, если вы не сделаете ничего — то вы ничего не сделали, а если вы выполните 80% задач (например 8 из 10) — то ментально воспринимаемый список задач как одна задача, будет все равно не выполнен. Вы это будет воспринимать как общую неудачу. А если оба варианта ведут к невыполнению, то зачем вообще напрягаться? И вот списки задач переходят у вас изо дня в день и редкие из них выполняются…

Поэтому не надо пытаться за один день сделать все возможное. Запланируйте задачи на 2-3 часа работы за весь день. Не надо больше. Что лучше изо дня в день эффективно работать по 2 часа с чувством удовлетворения или нифига не делать и критиковать себя за это, перенося изо дня в день огромные списки дел? Это похоже на штангиста, который воротит голову от того, чтобы поработать с маленьким весом, но с чувством собственного достоинства смотрит на гигантскую штангу, которую даже с пола сдвинуть не может, и каждый раз подходит, понимает, что сегодня опять не получится ее поднять и уходит с угрызениями совести.

3. Декомпозиция больших задач. Обязательно надо разбивать большие задачи на маленькие, иначе вы даже не будете понимать с чего к ним подступиться. Плюс без разбивки на маленькие задачи у вас будет вечное чувство невыполненной задачи — ведь большая задача в итоге не выполнена, а значит я ничего не сделал. Когда же вы разобьете большую задачу на мелкие и на конкретные дни будете планировать и выполнять конкретный пул задач, то будет и видно движение к завершению, и будет чувство удовлетворения и желание продолжать деятельность.

4. Право быть человеком. Необходимо признать для себя, что вы можете быть человечным и имеете полное право совершать ошибки. Много ошибок. Надо понимать, что у вас должны быть неудачи. Обязательно. Также надо перестать требовать от себя идеального результата. Это только мешает. Где-то прочитал в книге известного маркетолога фразу о качестве необходимо результата, которая мне запомнилась.

Звучит она так: «Вполне нормально — уже хорошо».

5. Отдыхаете. Надо отдыхать. Много отдыхать. Отдых надо планировать и НЕ по остаточному принципу. Даже можно сначала планировать отдых, а потом дела. И надо отдыхать полностью ментально отрываясь от дел. Нельзя допускать состояния, когда вы постоянно перекладываете дела и из-за этого даже отдохнуть нормально не можете — во время отдыха вас «грызет червь» несделанных дел, и вы можете считать, что не заслуживаете отдыха, и вот они минутки, когда можно наконец-то сделать свой список дел. Ваша жизнь превращается в то, что вы ничего толком не делаете, отдыхаете с чувстовм вины и постоянно вокруг депрессняк.

6. Работа в состоянии потока. Важно убрать все факторы, которые могут отвлекать во время работы. Заранее продумайте/вспомните все, что когда-то вас отвлекало, и уберите это (почта — выключите почту; телефон — выключите телефон; чашка, которая напоминает о чае — уберите чашку и т.д.). «Покиньте» мир на этот промежуток времени. Всего лишь 1 час такой эффективной работы каждый день даст огромнейшие результаты за целый год.

Я очень надеюсь, что эти простые рекомендации вам помогут. И напоследок напишу несколько ключевых моментов:

— начинайте с малого без мыслей о глобальном;
— для начала ставьте себе цель продуктивно поработать 1 час или хотя бы 30 минут;
— выполняйте дела с правом на ошибку;
— не работайте больше 4 часов в день (я имею ввиду продуктивных — лучше 4 часа поработать продуктивно, чем 10 часов заниматься непонятно какими делами);
— отдыхайте без чувства вины.
http://www.mr-money.ru/wp-content/uploads/2015/03/prokrastinaciya2.jpg

http://www.mr-money.ru/lichnostnii-rost … -na-potom/