Экономические циклы зачастую предопределяют глобальные тренды в различных финансовых инструментах.

Вот почему долгосрочным инвесторам полезно отслеживать макростатистику. Не стоит забывать про экономические релизы и спекулянтам. В случае возникновения сюрпризов возможны сильные движения.

С точки зрения оценки экономической ситуации и анализа тенденций актуальны и значимы далеко не все отчеты. Чем раньше появляется статистика, тем более она полезна. В этом плане стоит обратить внимание на индексы деловой активности PMI.

Что такое PMI

PMI – это индексы менеджеров по закупкам (Purchasing Managers' Indices). Они формируются в результате опросов.

Возникает резонный вопрос: почему мнение некой группы людей столь важно для инвесторов? Ответ следует искать в том, чем занимаются агенты-снабженцы. По сути, это те люди, которые отвечают за поставки материалов для нужд своих компаний. Если на рынке наблюдается пик спроса на промышленные товары, то менеджеры наращивают закупки комплектующих. Как только объемы продаж готовой продукции снижаются, заказы комплектующих падают. Именно поэтому менеджеры по закупкам так активно мониторят динамику производства и обладают большими объемами информации в этой сфере.

Виды PMI

Существует несколько видов PMI. Первыми появились индексы от ISM, Института управления снабжением. Существует два вида индексов ISM – в промышленности и сфере услуг. Промышленный отчет от ISM был разработан 1931 г. - во времена Великой депрессии, когда важно было получать всеобъемлющую и своевременную экономическую информацию, у его истоков стоял президент США Герберт Гувер.

Сейчас анкеты получают более 400 компаний-членов ассоциации по всей стране. Они являются представителями примерно 20 различных отраслей промышленности. Производственный ISM публикуется в первый рабочий день каждого месяца и считается более важным в силу своей своевременности, хотя на сегмент услуг приходится около 80% ВВП США.

Индексы от IHS Markit появились позже. Методология их расчета и интерпретация схожа с показателями от ISM. Индексы от Markit рассчитываются более чем в 40 странах, на долю которых приходится около 85% мирового ВВП. Индикаторы публикуются два раза в месяц. В середине отчетного периода выходит предварительная версия, по окончанию месяца (в начале следующего) публикуется окончательный вариант. Выделяют PMI в производственной сфере, сегменте услуг и сводные индексы. В США более значимыми являются индикаторы от ISM, по-видимому, из-за более длительной истории. По еврозоне Markit рассчитывает индексы как по отдельным странам, так и по региону в целом.

http://sh.uploads.ru/t/1IezO.png

В Китае PMI от Markit особенно важны, так как руководство КНР периодически обвиняют в манипулировании макростатистикой. Существуют и официальные версии индексов. Они в большей мере сфокусированы на деятельности крупных корпораций, многие из которых являются государственными.

Методология расчета и интерпретация

В целом методология схожа по всему спектру PMI, индексы носят диффузный характер и измеряются в %. Менеджеров по закупкам просят оценить, выросла, сократилась или же осталась на прежнем уровне активность их предприятий в следующих областях: новые заказы (самая важная составляющая), производство, занятость, товарно-материальные запасы, закупочные цены и пр.

Общая формула в рамках каждого подындекса такова:
PMI = (P1*1) + (P2*0,5) + (P3*0)
- P1 - доля респондентов, отметивших улучшение активности;
- P2 - доля респондентов, отметивших неизменность активности;
- P3 - доля респондентов, отметивших сокращение активности.

Из этих компонент с разными весами формируют индекс - в промышленности или сфере услуг. Согласно методологии Markit, на основе двух ключевых индексов также рассчитывается сводный PMI той или иной страны. При этом наиболее значимыми для финансовых рынков являются промышленные показатели.

Пример промышленного отчета от ISM, данные за март 2019 г.

http://s9.uploads.ru/t/JUnom.png
Значения индекса в целом интерпретируются следующим образом:
• Выше 50 – производство и экономика находятся на подъеме деловой активности.
• Ниже 50, но выше 45 – производство сокращается, но экономика в целом продолжает расти.
• Выше 60 в течение 3-6 месяцев на фоне активно развивающейся экономики и низкой безработицы могут подтолкнуть центробанк (ФРС в США, для ЕЦБ важны сводные индексы еврозоны) к повышению процентных ставок.
• Ниже 45 в течение длительного периода времени – скорее всего, производство и экономика находятся в состоянии упадка. Увеличивается вероятность того, что центробанк прибегнет к снижению процентных ставок или иным мерам, чтобы стимулировать экономический рост.
• Ниже 42 в течение продолжительного периода времени может быть признаком надвигающейся рецессии.

Отчеты от ISM принимает во внимание ФРС для предварительной оценки экономической ситуации. Отчет от Markit позволяет делать прогноз по динамике ВВП США.
http://sd.uploads.ru/t/DvVRr.png

Влияние на рынок

Инвесторы в первую очередь обращают внимание на то, насколько изменился показатель по сравнению с консенсус-прогнозом аналитиков, хотя важны и долгосрочные тенденции.

Акции. Своевременность публикации и чувствительность данных к поворотным моментам в экономике придает особую ценность информации. Фондовый рынок, как правило, позитивно реагирует на рост индексов, особенно после периода сдержанного роста экономики. Конечно, если экономика уже и так перегрета, резкий скачок показателя может напугать инвесторов, ведь далее может последовать ужесточение монетарной политики. Уход индексов ниже 50 может быть предвестников распродаж на рынке акций, хотя в процесс могут вмешаться центробанки с монетарным стимулированием.

Облигации. Чем выше значения PMI относительно ожиданий, тем негативнее это для облигаций. И наоборот, низкое значение индекса является поводом для роста бумаг с фиксированной доходностью, так как означает подавленные инфляционные ожидания и экономику.

Валютный рынок. Доллар имеет положительную корреляцию с индексами от ISM, ведь чем выше деловая активность, тем привлекательней многие активы США. При прочих равных условиях, аналогично соотносятся валюты и PMI других стран и регионов.

Сильные стороны PMI:
• Широта охвата – являются общенациональными показателями.
• Своевременность выхода данных, является опережающими индикаторами.
• Легкость в интерпретации.
• Разбивка по составляющим.

Слабые стороны PMI:
• Формируются из частных мнений отдельных лиц; данные носят не четкий количественный, а скорее оценочный характер.

Источник: http://elitetrader.ru/index.php?newsid=448192